Время прочтения ≈ 5 мин 01 сентября 2022

Размер склада имеет значение?


Почему мы не объединяем все наши девять площадок рассказал CEO нашей компании Дмитрий Попов.

Есть множество критериев по выбору логистического партнёра на ответственное хранение, но сегодня я хочу поговорить об одном, на мой взгляд, не самом очевидном, но чрезвычайно важном факторе. Это размер склада, на котором будет храниться и обрабатываться ваша продукция.


Глобально есть два типа складов ответственного хранения:

1) моноклиентский склад.

2) мультиклиентский склад.


Первый вариант хорош для специализированной продукции, которая требует лицензирования или не очень удачно сочетается с другими товарами. Ну или размер клиента такой большой, что он один занимает огромные площади и требует отдельных проектных командных ресурсов. В качестве конкретного примера приведу два моноклиентских склада из нашей практики.

Первый моноклиентский склад - это склад шинного дистрибьютора. Продукция настолько специфическая, что её практически невозможно совмещать с другими товарами. Как с точки зрения товарного соседства, так и с точки зрения бизнес-процессов.

Другой пример, это склад алкогольной продукции. В этом примере основное ограничение - это лицензирование площадки под работу с алкоголем.


Мультиклиентский склад хорош для всех остальных товарных категорий. И обладает массой преимуществ перед моноклиентским складом, но всё же не является абсолютно идеальным и кое-какие подводные камни в этом типе склада все же присутствуют.

Давайте разберём его преимущества/недостатки и вспомним название этой статьи 😉.


Итак, плюсы.


Основным плюсом, при таком способе ответственного хранения, является оптимизация. Оптимизация затрат на хранение, сотрудников и технологии:


  1. Площадь. Общая территория склада разделяется между всеми клиентами. Соответственно и затраты на эту площадь клиенты платят пропорционально занимаемой площади, тем самым получая дисконт.
  2. Стабильность в пиковые периоды. При корректной загрузке склада сезонность клиентов одного склада должна быть разной, что позволит грамотно распределять персонал и безболезненно увеличивать/снижать количество людей, работающих на конкретном клиенте.
  3. Технологичность. Количество разработок для клиентов мульти-склада гораздо больше, чем число разработок на моно-складе. Это позволяет выбирать необходимые софты из большого пула имеющихся разработок и оперативно «включать» их для своего проекта.
  4. Ну и последнее, но не менее важное- это масштабируемость. На мульти-складе проще и дешевле расти, т.к. у опытного оператора всегда заложен «запас» площади для пиков, а платите вы только за фактически занимаемое место.


А где же минусы?


В сравнении с моно-складом только один, это:

возможный недостаток фокуса по сравнению с выделенной командой на моноклиентском складе.


Еще бытует мнение, что потенциальным минусом может быть пересечение/совпадение сезонности с другими клиентами на этом же складе. Но, на мой взгляд, это не более чем частный случай недостатка фокуса. И лечится он так же.

Базовые принципы устранения этого минуса:

  • крупнейший, якорный клиент на складе не должен превышать 30-40%. Почему? Чтобы страх его потерять не отнимал все ресурсы логистического оператора.
  • следующие 3-4 по размеру клиенты должны быть примерно равные по размеру 10-20% от объемов склада. Это даёт возможность равномерно распределять рабочую нагрузку на персонал.
  • возможно наличие ещё 2-3 небольших клиентов 2-5% от объемов склада. При условии, что эти площади не востребованы основными 4-5 клиентами и утилизация склада позволяет "добить" процент заполнения склада до максимально возможного 90-95%, без перекладывания этих затрат на крупнейших клиентов склада.

Такая пирамида создаёт максимальный баланс для всех её участников. Крупнейший клиент по-прежнему получает полную заботу, но при этом он не отнимает все ресурсы, и они позволяют оказывать качественный сервис, как для следующих по размеру клиентов, так и для пары тройки малышей, поскольку и они важны для всей экосистемы склада. Вот это, пожалуй, и ответ на вопрос в заголовке.


Если переложить эту логику на нашу компанию, получается следующее: на сегодняшний день в портфеле чуть больше 100 клиентов. И они распределены по нашим девяти площадкам общей площадью в 62 тыс. м2. При этом площадки имеют разный размер от 800 м2 до 12 000 м2. Главное соблюдать принцип равного фокуса для каждого из наших клиентов.


А что же делать, если клиент начинает расти и нарушается указанный выше принцип? На это у нас есть два практических решения:


Первое, перевозить клиента на другой, больший по размеру склад. За свои 13 лет мы осуществили более 10 таких переездов.


Второе, разделять клиента на двух разных складах. На первый взгляд, не самое очевидное решение, но и у него есть преимущества - это разделение географии доставки, если речь идёт о дистрибьюции по Москве и МО. А это позволяет сокращать пробеги автотранспорта и логистические затраты компании. И разделение по принципу каналов продаж. Например, один склад отвечает за продажи в сети, а другой за розницу и онлайн. Это, опять же, позволяет сохранять фокус, но уже на более глубоком уровне. Фокус не между клиентами логистического оператора, а фокус между клиентами поклажедателя.


В итоге, всегда выигрывает клиент.

А ведь именно ради этого мы и работаем 😉